Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

Categories:
  • Music:

Пара грустных мыслей после Дня Победы



Невольно вспомнилось:
Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...

1870-ые…
Увы, с тех пор стало окончательно ясно:
единство что нации, что более «древнего» этноса любовью не спаять. Время любви и мира – это время, когда расцветают сто цветов региональной сложности и особости.
А вот нации и этносы из живых витражей мирного времени кует тяжкий млат войны.
Нас, например, в нынешнем виде создала Великая Война 1914-1945-го.
Выковала из русского этноса -- в свою очередь созданного созданного в огне и буре Освободительной войны / Великой Смуты (1450/1610-ые)* и разукрашенного сложным орнаментом в годы относительного спокойствия XIX века.
Наших западных хороших соседей – украинцев и белорусов – выковала та же Война. А вот крица украинского и белорусского этносов была создана во время нулевой мировой середины XVII века.
Вижу по Европе массу других подобных примеров… да и вы при желании сможете вспомнить и подсказать здесь немало подобных случаев.

А печальная мораль тут проста:
не нравятся наши нынешние «неправильные» нации – остается надеяться только на Третью мировую.

Да, если кому-то будут интересны аргументы и комментарии к моей беллоцентричной теории европейского этно- и нациогенеза (окончательно сформулированной мною где-то среди этих бестолковых споров ) – готов представить аргументы и комментарии как в обсуждении, так и в виде дополнений к записи.

P.S. А все же безумно правильным кажется то, что этот День Смерти и Рождения стал главным государственным и народным праздником нашей уходящей страны.


*
Иллюстрации к беллоцентрической картине этногенеза

Представьте жителя пространства средневековой Руси, который как и почти любой другой европеец, жил в деревне, обычно окруженной лесом или болотом, часто далеко от линий инфраструктуры (банальных дорог), хорошо если близко к местечку, в котором он бывал пару раз за всю жизнь. И такой человек, всю жизнь прожив в одном месте и почти ничего не видя за пределами своего родного края, мог позиционировать свое "я", свою самость в рамках каких-то масштабных этнических массивов, смотреть на мир с этой позиции?...

И вот приходит "время перемен..." Хорошо, если это время относительно мирное.
Въ се же лето (1128) люте бяше: осминъка ръжи по гривне бяше; и ядяху люди листъ липовъ, кору березову… Туга, беда на всехъ, отець и мати чадо свое въсажаше въ лодью даромь гостьмъ, ово ихъ измьроша, а друзии разидошася по чюжимъ землямъ. И тако по грехомъ нашимъ погыбе земля наша… [НПЛ, С. 22]
Того же лета (1422) глад бысть велик во всеи земле Русской и по новгородской, и мнозии людие помроша з голоду, а инии из Руссии в Литву изыдоша, а инии на путех с глада и з студеня помроша… [ПСРЛ, Т. 11, С. 238]

Относительно точно оценить масштабы того, что обозначают слова «погыбе земля наша» для той же Новгородчины позволяют материалы XVI века. В 1460/70-ые уже во время открывающей смуту Ливонской войны в Деревской пятине 1/3 обеж была заброшена из-за голода и мора – то есть хозяева с чадами и домочадцами частично погибли, частично бежали от царевых податей и правежей. В Водской пятине запустело 3/5 всех обеж, но неизвестно, сколько крестьян погибло, а сколько ушло в другие места. В одной из волостей Бежецкой пятины от мора и голода исчезло 40% населения и более. [АИСЗР Т.II С. 65, 169, 191, табл. 36]. Из самого Новгорода жители посада сотнями «сходили безвестно» или переводились в разоренную Москву [Скрынников Р. Г., Царство террора, СПб, 1992, С. 379].
Снова здорово взболтала весь мир Смута. Возьмем интересные документы из шведских архивов, и окажется, что, например, в двух новгородских кабальных книгах только треть "переписанных" людей родилась в Новгородской области; остальные пришли или из соседних городов или деревень, или из более удаленных мест, как Москва, Углич, Городец и Смоленск. И в то же время множество женщин из этих книг оказались в печальных списках из-за того, что «муж сшел безвестно».
[X. Сюндберг. Жизнь в Новгороде во время шведской оккупации 1611—1617 гг. Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997 г., С. 274].

Так войны "открывала людям новые горизонты" и наглядно демонстрировала их принадлежность к глобальным "этническим массивам", осознаваемым в ходе таких родовых схваток Истории через противопоставление другим аналогичным общностям.
Tags: история, философия
Subscribe

  • Сочиняя поводы для "оптимизма"...

    Я сейчас со страхом слежу за обстановкой на русско-украинском фронте. Да, ситуация там и так паршивая, но легко может стать катастрофической. 1. На…

  • На Западном фронте без перемен?

    В связи с текущим ("байденовским") обострением на нашем Западном (Украинском) фронте считаю нужным в очередной раз повторить несколько тривиальных…

  • Голосуем за Александра Ярославича!

    Товарищи, тут власти придумали для очередное развлечение, дабы мы активней собачились друг с другом и меньше их беспокоили :-) Призываю всех…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Сочиняя поводы для "оптимизма"...

    Я сейчас со страхом слежу за обстановкой на русско-украинском фронте. Да, ситуация там и так паршивая, но легко может стать катастрофической. 1. На…

  • На Западном фронте без перемен?

    В связи с текущим ("байденовским") обострением на нашем Западном (Украинском) фронте считаю нужным в очередной раз повторить несколько тривиальных…

  • Голосуем за Александра Ярославича!

    Товарищи, тут власти придумали для очередное развлечение, дабы мы активней собачились друг с другом и меньше их беспокоили :-) Призываю всех…