Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

Categories:
  • Mood:

Национально-сознательный мем.

Замечательный раритет под названием «Империя Кремля» (спасибо horse_force), автор коего, некий Абдурахман Авторханов, полагал себя исследователем национальной политики, позволил мне вчерне завершить разбор мема «национальной сознательности».
Действительно, современные этологи, изучающие трели певчих птиц или крики воющих собак, стараются рассматривать звуки разных типов, записанные за длительный срок в различных популяциях. Без выполнения трех таких условий исследование вокального репертуара законченным считать нельзя.
Так и мне с запасом хватало примеров проявления национально-сознательного мема в рамках русской, белорусской, украинской1 популяций, в том числе и за достаточно длительный период. Не хватало ярких примеров достаточно давнего творчества представителей «национально-сознательной» интеллигенции мусульманских народов бывшей Российской Империи. Теперь этот пробел закрыт. Поэтому я и позволю себе сформулировать основные отличительные признаки исследовавшегося мема под следующими кодовыми обозначениями:

1. «Вечность». Народы, нации, государства, воспринимаемые мемом как свои или союзные существуют для него «вечно»… ну или срок их существования намного превосходит длительность всех значимых для мема событий. Отсюда и «многовековая государственная независимость» Украины к 1686 году у Авторханова, отсюда и созданный невероятно древними титанам Русский Меч у Перумова.
2. «Абсолютный враг». Эта особенность мема имеет две ипостаси. С одной стороны, центральное место в мире «национально-сознательного» мема занимает образ врага, вытесняя из центра вселенной и образ «своего Я», и образ «своих». Отсюда и типичные признания в любви к Украине, где на два упоминания о Родине приходится семь упоминаний о России.
С другой стороны, враг в центре вселенной является абсолютным, обладающим всеми антиподами качеств совершенства, включая и качество «насамомделенесуществования» :-) Не случайно мем требует непоколебимо стоять на утверждениях предельной общности и предельной глупости («никто ничего не слышал о русских до указов Петра и Екатерины», «любые территориальные приобретения стоили России непозволительно дорого», «украинцы изобретены в австрийском генеральном штабе»).
3. «Воинствующий антидарвинизм». Заметная часть историософских схем в той или иной форме принимает взгляды на мировую историю, близкие к взглядам наивных эволюционистов:
Жизнь народов, их совместное существование, сотрудничество и борьба являются содержанием человеческой истории. Однако почему же, если каждый народ стремится остаться самим собой, одни нации возвышаются, другие гибнут или поглощаются соседями, создаются великие государства и империи и в их сердце выковываются новые народы, а прежние владыки полумира исчезают практически бесследно? Это происходит именно в результате постоянной конкуренции, борьбы наций между собой за земли, ресурсы, власть и идеи. Эта борьба ведется во всем многообразии форм - военном, экономическом, политическом культурном.

Разные схемы видят разные пути достижения конкурентных преимуществ в этой борьбе народами, нациями, государствами, однако все в целом согласны, что исторические единицы, добившиеся успехов на определенных исторических этапах, обладали хоть какими-то конкурентными преимуществами.
Но «национально-сознательный» мем не в состоянии принять такую картину мира – и действительно, в качестве абсолютного врага выступают, как правило, весьма успешные (или бывшие успешными в прошлом) народы и государства2, а утверждение даже об относительной или временной конкурентоспособности врага принято быть не может. Отсюда и мучительные попытки мема создать картину американской/еврейской/русской души, что позволило бы объяснить исторические факты, данные нам в ощущениях, не потревожив всех положенных врагу несовершенств :-) Недаром у того же Авторханова столько места посвящено цитатам из Бердяева, а несчастная цитата из Тютчева вообще превратилась в своеобразный пароль-отзыв при общении обсуждаемых мемов.
4. «Непримиримость». Нормой для современной этологии являются представления о дополнении конкуренции видов и особей разнообразными формами взаимовыгодного сотрудничества. Не отрицают возможности такого сотрудничества народов/наций/государств, проявляющегося в существовании наднациональных империй/конфедераций/союзов и многие историософские концепции.
Но вот «национально-сознательный» мем в принципе отвергает саму такую возможность, постулируя вечность и безусловность освободительной борьбы вплоть до полного взаимоуничтожения освобождения от центрального врага.

Выводы
Описанный мем, отвечающий четырем перечисленным признакам, существует и весьма стабилен в течении достаточно долгого времени в довольно различных человеческих популяциях. Способен скрещиваться с другими мемами и давать жизнеспособное потомство (пример такого детеныша у того же Авторханова: «все российские мусульмане, независимо от расы, языка и территории, есть единая духовная, историческая и социальная общность») 3.

Самые Замечательные Вопросы (С. З. В.) или Дополнения и Комментарии
[1]. Постой, ты сам все время любишь размахивать томами Андерсена, а тут в ссылках какие-то дурацкие дискуссии в ЖуЖе.
Так и цель заметки простая, исключительно этологическая. А где еще собирать этологу материал, как не птичьем базаре?
[2]. Сто-стоп-стоп. Нация, народ и государство – это явления, как бы, немного различные :-)
К сожалению, не удалось достоверно выделить отношения рассматриваемого мема с каждым из этих понятий. Формально мем все время подчеркивает разницу между народом и государством. Но в пылу борьбы сплошь и рядом сам же об этой разнице и забывает. Так и Авторханов пишет о «беспрецендентном массовом терроре против национально мыслящих русских людей» в 20-ые годы 20-го века, но в случае нужды его мем вдруг резко перестает замечать разницу между русским народом и советским государством даже при описании такого драматического периода, как первые годы гражданской.
Так что данный комплекс понятий в рамках «национально-сознательного» мема нуждается в дальнейших исследованиях.
[3]. Ладно, хватит изображать объективность. И так вижу, что «нс»-мем тебе не симпатичен :-) Ну а что ты понимаешь под национализмом в хорошем смысле слова?
Пустой вопрос. Причем этот самый «нс»-мем очень любит рассуждать о правильном национализме (который за все хорошее против всего плохого) и национализме неправильном, то есть об имперском шовинизме:-)
Просто есть определенная идеологическая ниша, и занял её вполне определенный мем, который я здесь и описал. Маемо шо маемо.
Ушел от ответа :-) Хорошо, какой национализм тебе наиболее близок, а?
А это вопрос дурацкий. Структура мема такова, что для русского «нс»-мема я – «заблудшая овца» и законная «пища», для чилийского «нс»-мема я в лучшем случае безразличен, а для украинского или чеченского «нс»-мема я – враг по факту рождения. Ну и к кому я должен лучше относится? :-)
Кстати говоря, очень здорово, когда носитель мема в состоянии осознать мотивы своего мема. Тогда получается что-то вроде моих разговоров с helgi_litvin, когда оба собеседника понимают враждебность своих идеологических комплексов, не собираются отказываться от себя в угоду «дяде», но и не горят желанием устраивать сеанс бокса по переписке, спокойно обсуждая вопросы истории и политики.
И очень плохо, когда разумный человек, находящийся под влиянием своего «нс»-мема, считает неприличным испытывать к кому-либо неприязнь, обусловленную «национальной рознью», и вытесняет из сознания причину своего отношения, но не само отношение. Тогда вы очень скоро окажетесь людоедом, фашистом, пособником Сталина, истребителем индейцев и далее по списку – придумать этически «приличную» причину для неприязни совсем не трудно, увы :-(
И снова стоять. После всего, что ты тут написал про «нс»-мемы, откуда у тебя берутся приличные националисты? Подлизываешься, сволочь?
Откуда-откуда… Рождаются :-) Человек не равен одному из своих мемов, не равен он даже своему идеологическому комплексу (обычно человек много лучше :-) ). Просто в высказываниях приличных людей влияние неприятных мемов проявляется намного заметней и явственней.
Tags: история, русофилия, философия
Subscribe

  • Сочиняя поводы для "оптимизма"...

    Я сейчас со страхом слежу за обстановкой на русско-украинском фронте. Да, ситуация там и так паршивая, но легко может стать катастрофической. 1. На…

  • Полит-компас

    Я вполне толерантно отношусь к пропаганде и пропагандистам. Во-первых, все мы немного пропагандисты, когда объясняем, что нужно мыть руки перед…

  • На Западном фронте без перемен?

    В связи с текущим ("байденовским") обострением на нашем Западном (Украинском) фронте считаю нужным в очередной раз повторить несколько тривиальных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments