Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

Categories:
  • Mood:

Темные страницы "Письма десяти"

М-да… Шумная дискуссия вокруг знаменитого «Письма академиков» и менее знаменитых, но не менее эмоциональных «ответов гонителям» произвела на меня тягостное впечатление.
Так уж получилось, что я сочувствую обоим «враждующим лагерям» и, как следствие, воспринимаю близко к сердцу муть, льющуюся с обеих сторон. А мути этой много… Показательно, что за все прошедшее время, похоже, так и не были осознаны спорящими весьма важные нюансы.
Не изменило кардинально положения и появление «вменяемых комментариев».
Все равно разговор сводится либо к предельно общим мировоззренческим проблемам, либо к частным вопросам взаимодействия Науки, Общества, Государства и Религии на микроуровне. В проблематике «промежуточного уровня» по прежнему остаются зиять важнейшие пробелы.
Например.
1. Клерикализация или клерикализации? Из «письма академиков», из дискуссий в интернете, посвященных «мрачной истории православия», из многочисленных контрпримеров видно, что участники споров как правило слабо различают разные виды клерикализации. А ведь есть принципиальная разница между ситуацией, когда Государство/Общество использует институты и ресурсы Церкви в своих интересах, и теми случаями, когда уже Церковь использует ресурсы Государства для достижения своих собственных целей. В обычной жизни эти процессы могут и сосуществовать – так тем важнее грамотно проводить разграничение этих на самом деле весьма различных явлений.
Из непонимания этого дуализма растут многочисленные ошибки и верующих, и борцов с «клерикализмом». Вот те же сюжетики в псевдоправославном стиле, что так любит вставлять в свои программы государственные телеканалы – нужно ли это Церкви и верующим? Или это нужно Государству, пытающемуся зацепиться хоть за какую-то идеологию?
А ведь кроме «клерикализма Власти» и «клерикализма Церкви» нужно помнить о существовании в России региональных элит, альтернативных конфессий и сложных многоугольниках взаимоотношений Центр-Регион-Православие-Ислам, то есть нужно помнить о существовании «альтернативных клерикализаций»…
Является ли российский ислам таким беззащитным, как кажется многим борцам против установления в России единственной религии? И как связана поддержка, постоянно оказываемая развитию ислама некоторыми российскими регионами со вполне прагматичной целью – получить более выгодное и независимое положение в составе РФ?
Согласитесь, все эти вопросы начинают играть новыми гранями, если помнить о многогранности понятия «клерикализация».
2. «Все хорошо, прекрасная маркиза! Добьем Врага – и ТАК пойдут дела…» В ходе дискуссий очень и очень редко вспоминают о том, что Церковь и Наука - это не только идеология и история взаимоотношений, но еще и сложные социальные структуры, существующие здесь и сейчас (хорошо хоть изредка вспоминают…) Увы, но совсем мало внимания уделяется тому важнейшему факту, что и Церковь, и Наука как социальные структуры переживают в современной России тяжелейший системный кризис. А значит, при обсуждении сложившейся ситуации и любых инициатив по её изменению с обеих сторон нужно четко понимать, что существует некоторая дистанция (i) между идеологическими установками и реальными нормативными установлениями социальных структур, (ii) а также между нормативными установлениями и реальной практикой. «Поп от Армани» стал уже архетипической фигурой нашего времени. Увы, весьма характерен и образ «директора института, подруливающего на мерине к развалинам своего детища, где не сданы пока лишь его кабинет с шикарной приемной и помещение бухгалтерии»
Неужели сложно предсказать, в какую профанацию может превратиться преподавание ОПК в школах, какой урон это может нанести православию? И неужели не видно, что появление теологии - это, мягко скажем, далеко не самая сереьзная проблема в наших ВАКах?
На самом деле на сегодняшний день к огромному моему сожалению и Церковь, и Наука в нынешнем своем состоянии не способны приносить Обществу адекватную отдачу. Воспоминания о великих (действительно великих!) свершениях лишь усугубляют неприглядность нынешней картины. И если не обманывать себя, то нужно признать, что и перед русской Церковью, и перед русской Наукой во весь рост встал гамлетовский вопрос. И сейчас выяснение отношений выглядит крайне неуместным. К сожалению, ясную формулировку этих реалий я встретил лишь здесь.
Вот так…
Tags: вера, наука, политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments