Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

  • Mood:

Истинные баталии

Лента бурлит:-) Ругань, разборки, смачные оплеухи по чьему-то самолюбию.
Нет, марши тут почти не причем. Просто господа фантасты выясняют, кому в самой читающей стране жить хорошо, кто в этом виноват, и что с этим виноватым делать.
Началось все с того, что господин Нестеров опубликовал в своем журнале статью с названием КЕССОННАЯ БОЛЕЗНЬ, ИЛИ СТРАДАНИЯ МОЛОДОГО АВТОРА Хорошая получилась статья… даже слишком хорошая, правильная слишком. Да, мусора печатают очень много; да жемчуг в этой куче попадается редко; да, тот, что попадается, по большей части принадлежит известным коллекционерам – молодые волки не торопятся рвать «стариков», хотя сами «старики» тоже переживают не лучшие времена . А главной причиной тому – упавшая до невозможности планка требований издательств к авторам фантастики.
Но как-то это все чересчур просто и очевидно…
И господин Дивов нашел у проблемы новые грани, изложив свое виденье вопроса в ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ДИАГНОЗЕ, или СОБОЛЕЗНОВАНИЯХ ПАТОЛОГОАНАТОМА В первую очередь обратили на себя внимание резкие оценки… Но ведь суть-то не в этом! Мелочи все это…
А вот попытка рассмотреть текущую ситуацию в рамках противостояния романтических и сентименталистских традиций в фантастике – это внушаить… Есть только одно но. Я согласен считать Дивова и ряд других авторов «романтиками», вот только применение термина «сентиментализм» по отношению к творчеству упомянутых авторов новой волны «нулевиков» меня сильно удивило. Не то это слово, не то.
А правильное слово все-таки нашлось, и слово это – барокко . Просто вспомните, господа и дамы:
Барокко - своего рода культурная Контрреформация. Ответ на безудержный оптимизм Ренессанса, погрузившего человека в хаос бытия и оставившего его там одного. Барокко - защитная реакция на столкновение с хаосом: организовать, распланировать, придать форму, упаковать и повязать бантиком… Внутреннее напряжение, "нерв" барокко - это и есть постояное стремление упихнуть в форму и смысл неупихуемое. Это "топливо" творческого двигателя барокко. Материал сопротивляется, энтропия берет свое, хаос прет из всех щелей, но мы его, сцуко, все равно организуем, схомутаем, оформим в рамочку и прицепим бирочку. И чем сложней задача, чем хаотичней хаос - тем сильней напряжен творческий нерв, переламывающий это дело в порядок. Отсюда - тяготение к монументальным формам: хаоса МНОГО, а значит, и противостоящего ему порядка должно быть МНОГО. Отсюда тяготение к причудливым, асимметричным формам: укрощенный хаос особенно прекрасен тогда, когда по нему видно, что это до укрощения было именно хаосом. Отсюда разнообразие форм - оно идет "вдогонку" за бесконечным разнообразием хаоса. И отсюда же диктат формы.

Что такое романтизм?
Это культурная революция личности, задавленной барочным культом приличия и классицистическими рамками. Это реванш Ренессанса. Это "Я", которое выбралось из-под нагромождений формы и во весь голос заявило о своих правах. Это дерево, которому надоело, что его крону постоянно подстригают, придавая как можно более вычурную форму, а на корни постоянно ссут.

Романтик, как и барочный человек, оказывается один на один с хаосом. И вот тут проявляется фундаментальная разница между барочным и романтическим мировосприятием: барочный человек стремится этот хаос по мере сил застроить и упорядочить, а романтик в нем просто живет. Если он в нем не живет - то это только пока. Потому что он, мятежный, просит бури. И он ее допросится на свою непокрытую пудреным париком голову… Прибегая к образам - барочник постоянно строит замок, который за его спиной медленно, но неумолимо рушится. Но барочник говорит мирозданию: а не гребет - и тщательно отделывает фризы, расписывает плафоны и полирует статуям носы. Романтику же это замкостроительство представляется чистейшим идиотизмом: во-первых, все равно рухнет, во-вторых, всякий замок - это разновидность тюрьмы. Романтик строит не замок, а корабль - и плывет на нем в неведомую даль.

Шикарно ведь написано, согласитесь :-) И как красиво ложится на наметившееся в фантастике противостояние «нулевиков» и «писателей девяностых»! Писатели, сформировавшиеся в заорганизованное советское время, испытывают постоянное влияние романтических тенденций. Те же, кто становился на ноги в хаосе 80-ых-90-ых, тяготеют к барочному мировосприятию. ( Да что там писатели:-)) Меня самого задевает пафос замкостроительства, но совершенно равнодушным оставляет идея героического плавания за путеводной звездой ) Но суровые требования к форме, предъявляемые таким выбором, нелегко выдержать в нынешнее книгокипящее время – отсюда и действительно существующая проблема качества.
Tags: фантастика, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments