Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

Categories:
  • Mood:

Фем-реализм и С.В. Лукьяненко


  • Вместо эпиграфа. Ты делаешь выводы о культуре на основе своих знаний и компетенций (вполне на уровне) провинциальной культуры, отставшей от мировой на двести лет. Русской то есть... Вот тебе кино, Аватар. Оно ни разу не сделано "по заказу" феминистов, главный герой мужчина и как бы супермен. Однако без труда можно показать, в каких точках его создатели отчетливо учитывают "фем-реализм" (по аналогии с соцреализмом). Скажем, окружающие его героини (их три) одна умнее его, вторая сильнее и храбрее (обе они гибнут, что характерно), а третья знатнее (прынцесса). Что характерно и важно, у героя совершенно нет комплексов на эту тему, то есть он уже проехал ту стадию, на которой мы живем сейчас, когда умная женщина "подсказывает" мужчине (командиру или начальнику) решение, чтобы ему казалось, что это он придумал. Да норм же, она профессор, а я сержант. И все остальные отношения с женщинами там устроены вот так - на светлой стороне силы там феминизм победил (известный гуру дискурса)


Пришла в голову странная блажь: проанализировать с точки зрения такого простого и доходчивого описания требований фем-реализма творчество человека, назначенного на роль символа современного отечественного шовинизма. Речь о романах С.В. Лукьяненко (представление о политических взглядах котрого можно получить -- если вы еще не -- по жжурналу dr_piliulkin)

Взял два цикла: наиболее мне симпатичный и наиболее раскрученный.

1. "Искатели неба".
Мир -- вполне себе патриархальный. Очень условно "уровень патриархальности" можно сравнить с уровнем нашего европейского XIX века.
Построение сюжета таково, что автор имел полное моральное право вообще не вводить заметных женских персонажей. Но все же ввел.
Причем "ночная ведьма" Хелен -- умнее, знатнее, отважней, сильнее главного героя; не один раз в критических ситуациях берет на себя командование и спасает всю "приключающуюся" группу.

В вещем сне Ильмара Хелен -- "военный министр" обновленной Империи.
Кстати. Есть у меня с давних пор одно развлечение: искать героев "Искателей" в нашем мире. Ну, с "офицером стражи" Арнольдом все было понятно сразу, с него все и пошло. Потом добавились Антуан, Жерар и, кажется, Жан Багдадский. А теперь я, ПМСМ, отыскал Хелен.
Ильмар, Маркус, Петер, Фарид, Йенс, Луиза и двое почти не раскрытых товарищей остались...

2. "Дозоры"
Мир -- наша умеренно патриархальная современность.
Множество женских персонажей, находящиеся в разнообразных отношениях (далеко не всегда романтических) и с мужчинами, и друг с другом.
Антон -- Светлана, Антон -- Надежда, Антон -- Ольга, Антон -- Арина, Антон -- Ева/Лиллит, Надежда -- Иннокентий, Светлана -- Надежда, Светлана -- Арина, Светлана -- Ольга и т.д.
Самый сильный маг мира -- дочь главного героя. Жена главного героя -- умнее и сильнее его. Ольга -- человек №1.5 в иерархии "ночного дозора" Москвы, среди её обязанностей такие "мелочи" как, например, внутренняя безопасность. Главный антагонист, "двигающий" сюжет большую часть цикла -- вопиюще некрасивая, умная, властная ведьма (глава одного из шести "вечных дозоров"), которая "имеет" главгера, как желает.

Сам удивился такому результату. Однако же -- против фактов не попрешь.
*****
Разумные люди мне возражают в комментариях.
Что ж, ответим.

ребенок-вундеркинд... тут даже забывается, что это женщина в будущем, просто вот такой вот маленький живой артефакт мира "Дозоров"
В слабом "пятом" и пристойном "шестом" Надя -- один из наиболее интересных персонажей. При этом к хомо-сапиенс её точно отнести нельзя.
Некрасивая женщина, которая идет против мужчин — тоже не совсем то, ну вот типа исключение такое, никто ее не любил страшную, ум криво-косо замещает отсутствие "простого женского счастья" и вызывает хоть какой-то интерес/признание мужчин
"Простое женское счастье" Высший Иной может иметь при минимальном желании и по умолчанию. И не идет Арина "против мужчин": просто её представления о будущем людей и Иных вообще и в России в частности отличаются от представлений что Гесера, что Завулона. А Городецкий путается под ногами, вот и возникают конфликтные ситуации время от времени...
Жена была б ОК, но по сути она... Не столько ум сколько совесть патриархального мира, которая большую часть времени тихо себе болит где-то на кухне московской квартиры
И опять близко, но мимо.
Светлана -- совесть ИНОГО мира. Мира Иных.
Мира антропоморфных существ, пасущих стадо хомо-сапиенсов.
Пасущих в качестве симбионтов-эффекторов некоей квази-разумной и заведомо не антропоморфной сущности.
Если читали "Когда Луна взойдет", то тамошние вампиры  -- это как раз и есть что-то вроде начального этапа эволюции системы "дозоров". Просто у Лукьяненко времена явной власти одержимых "сумраком" вампиров закончилась существенно раньше, чем у ув. el_d и соавторов (что, честно говоря, мне кажется более естественным). За тысячелетия эволюции (как групповой, так и индивидуальной... в составе шести дозоров есть твари, пировавшие вкусным двуногим мясом еще у костров неолита) лукьяненковские варки доросли до выделения из своей среды ведьм,пророков, темных и светлых магов... ну и установления несколько более сбалансированного и эффективного способа управления пасомым стадом.
Светлане роль доброго следователя в этой системе как-то изначально не слишком нравилась, а вот сил всю эту махину перевернуть не было. Отсюда и "уход на кухню". Ну а Антон... в первых двух книгах мужик просто вообще не понимает, кто он и где он. И значимого для других выбора он, естественно, никакого не делает. Вот так, угу.
Tags: фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments