Николай Кленов (nikolamsu) wrote,
Николай Кленов
nikolamsu

Categories:

Интересные чешуйки на картинах истории науки и религии

Соберу  здесь, дабы не забыть, свои разрозненные мысли по поводу рассуждений умных людей (и в первую очередь -- ув. wyradhe), касающихся до истории религии. Ну и истории науки :-)

1. Появление концепции "души"/"волшебного мира", черезвычайно распространенной среди обществ нашей планеты, имеет явные рациональные "корни", возникает из рационального осмысления распространенного эмирического опыта человеков... из рационального осмысления сновидений.

опыт - это, в конечном счете, совокупность наших ощущений, но всех ли ощущений? Мы готовы судить о тех или иных явлениях окружающего мира, видя кошку за окном (то есть относим эту "видимость" кошки к нашему "опыту"), но не берем при этом в расчет такую же или иную кошку, увиденную нами во сне, хотя мозг в обоих случаях получает примерно одинаковые картинки. Таким образом, "научное" мышление подвергает логической обработке далеко не весь "опыт" ("ощущения") человека, а только ту его часть, что считается репрезентативной, т.е. действительно позволяющей судить о реальности. Все прочие ощущения отводятся как чересчур искажающие или слишком слабо отражающие реальность, чтобы их можно было использовать. Однако где проходят - или должны проходить - границы репрезентативного и нерепререзентативного опыта? Ответ на этот вопрос кажется каждому из нас совершенно ясным. Все ощущения можно разделить на три группы:
1) т.н. "объективные" (проверяемые различными органами чувств, не зависящие от усилия нашей воли и подтверждаемые показаниями других носителей и фиксаторов ощущений, будь то люди или приборы);
2) "подсознательно-субъективные" (доступные только нам и неулавливаемые вовне, однако также появляющиеся независимо от нашей воли, как бы сами по себе, - например, сны);
3) "сознательно-субъективные" (субъективные и при этом измышленные нами сознательно, - например, кошка, которую мы вспомнили и представили себе. Чтобы испытать и удержать такие ощущения, требуется определенное усилие воли, а при его прекращении они размываются и исчезают). К репрезентативному эмпирическому опыту мы относим исключительно первую категорию ощущений.

...
человек древности не подозревал о существовании субъективно-подсознательного мира как самостоятельного, обособленного и от сознательной субъективности, и от внешней реальности и способного к самодвижению и саморазвитию. А отказывая подсознательному миру в подобной самостоятельности, он и должен был воспринимать все сколько-нибудь яркие и устойчивые внутренние ощущения, не вызванные сознательным усилием воли, в точности как показания приборов.
http://www.wirade.ru/babylon/babylon_rac_relative_priroda_magii.html

2. Проснувшийся в пещере охотник помнил о том, что он только что дрался с пещерным медведем в дальнем лесу так же хорошо, как он помнил все обстоятельства позавчерашней охоты. Вот только кости от той охоты были в наличии, а полученные в бою с медведем раны -- нет.
Отказаться от использования памяти вообще? Невероятно опасно. Память об удачных охотничьих приемах + умение рационально осмыслять и обобщать накопленный опыт охот (и не только) -- могучее оружее в борьбе за выживание. Соответственно, появление методик работы с субъективно-подсознательным (а затем и "профессиональных" применителей таких методик в лице колдунов и жрецов)  оказалось полезной адаптацией.

3. Наука как логико-эмпирическое построение картин мира, считающая любую полученную при этом "истину" относительной (то есть предусматривалось, что она может содержать ошибку, а истинной ее считали в меру ее логико-эмпирической доказательности) включала религии Древнего Мира как свои составные части.
Метод греческой (как и индийской, как и китайской) онтологической философии - опираться на интуитивные ощущения смысла и соотношения наших понятий как на точное отражение реальности (что и передавалось формулой " истинно только то, что может быть непротиворечиво помышлено" - рассудим, чему, каким умственным ощущениям в реальности отвечают эти слова!) - возник не на пустом месте и был вполне в духе познания первобытности и древности вообще.

4. В 750 г. до н.э. - 800 г. н.э. в Западной Евразии возникала и развилась принципиально новая тенденция:
стали появляться и распространяться картины мира, включающие "тотально истинные" догматические внедоказательные суждения. На правах бреда я бы указал здесь, что такой новации могло способствовать изменение направлений "внешнего давления" на популяции: благодаря техническому прогрессу опасности от встречи с чересчур хитрым хищником и/или слишком чуткой добычей стали менее значимым, большую роль стали играть в вопросе выживания "командные действия" больших и очень больших масс людей, ну а распространение среди "своих" "догматически-обоснованных" картин мира могло, теоретически, снизить издержки на внутри-групповые трансакции.
Отметим, что наука привыкла оперировать и
догматическими внедоказательными суждения, и суждениями "предыдущего класса" (логико-эмпирическими, относительными и доказательными), причем суждения догматического класса использовались и как фундамент для выведения суждений старого типа (логических) из них - как из заведомо истинного опыта.

5. В Новое время появилось новое издание науки, провозгласившее возращение к строго логико-эмпирическому относительственно-доказательному познанию, причем опыт работы науки с догматическими внедоказательными суждениями оказался в определенный момент полезен в деле исключения из самого понятия "опыта" всего "подсознательно-субъективного".
http://wyradhe.livejournal.com/365905.html?view=12099921#t12099921
А ведь даже понятие мгновенной скорости, введенное в современную физику Галлилеем и Ньютоном, резко противоречит интуитивным ощущениям смысла и соотношениям между понятиями (Зеннон не даст соврать!) и немыслимо без описанной выше редукции понятия "опыт".
Tags: наука, религия
Subscribe

  • Мерссская погода

    Не хочется и думать о том, чтобы выползать на улицы. Но друзья настойчиво зовут погулять вечером. Видно, придется :-) На всякий случай напомню…

  • Госструктуры последний стыд потеряли

    Что-то и "восточные", и "западные" товарищи начальнички перешли с пропаганды и лжи на откровенную "брехню" (термин заимствован у ув.…

  • Полит-компас

    Я вполне толерантно отношусь к пропаганде и пропагандистам. Во-первых, все мы немного пропагандисты, когда объясняем, что нужно мыть руки перед…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments

  • Мерссская погода

    Не хочется и думать о том, чтобы выползать на улицы. Но друзья настойчиво зовут погулять вечером. Видно, придется :-) На всякий случай напомню…

  • Госструктуры последний стыд потеряли

    Что-то и "восточные", и "западные" товарищи начальнички перешли с пропаганды и лжи на откровенную "брехню" (термин заимствован у ув.…

  • Полит-компас

    Я вполне толерантно отношусь к пропаганде и пропагандистам. Во-первых, все мы немного пропагандисты, когда объясняем, что нужно мыть руки перед…